Повседневный, практичный, народный

    Складной нож издавна являлся постоянным спутником крестьянина, рабочего или путешественника. Им точили карандаши, резали продукты и выполняли еще десятки задач, возникающих в повседневной жизни обычного труженика. Почти в любой национальной традиции можно найти такого складного «работягу». Не стала исключением и Япония, складной нож из которой известен под названием хигоноками.

    НАСЛЕДИЕ САМУРАЕВ.

    Датой рождения хигоноками принято считать 1894 год, когда коммивояжер из города Мики префектуры Хёго, господин Сигемацу Тайсабуро привез домой из провинции Кюсю, гже он вел свой бизнес, пару самурайских ножиков, известных как козука или когаи.

    Происхождение этих ножей связано с особенностью военной экипировкой самурая. Для фиксации доспехов использовались многочисленные шёлковые шнуры, закрепляемые узлами. Узлы намокали и затягивались намертво, рвались, требовали замены. В случае ранения воина или сильного повреждения самого доспеха скрепляющие их шнуры просто резались, для чего использовались небольшие ножи. Им разрешили носить рядовым самураям еще в VII–VIII веках. Вместе с мечом ими использовался небольшой нож — тосу. Его клинок длиной около 100 мм – 200 мм с односторонней заточкой использовался и как оружие «последнего шанса», и для хозяйственных нужд. Когда самураи стали носить за поясом второй меч то нож тосу превратился в козуку и перекочевал в особое гнездо на ножнах возле их устья, где он всегда был под рукой.

    Составные части и конструкция козуки.

    Козука носилась с внутренней стороны ножен японского меча.

    Зачастую козукой именовали только украшенную рукоять, в которую вставляли внатяг на обмотке хвостовик небольшого клинка под названием «когатана» («маленькая катана») длиной не более 100 мм. Клинок с одной стороны делали плоским, спуски формировали с другой и вставляли в рукоять. По мере износа клинок просто заменялся новым.

    В конце XIX века, когда кровавые походы закончились, козука становится предметом искусства и коллекционирования. Их красиво орнаментируют, покрывают искусным декором с использованием драгоценных металлов.

    Господин Сигемацу Тайсабуро лелеял весьма амбициозные планы по развитию коммерческой деятельности на территории Кюсю. Точнее, хотел продавать доступные и качественные ножи, которыми уже тогда славились мастера Мики, взяв за основу популярный и узнаваемый дизайн козуки. Яркое коммерческое название было придумано быстро, «Хиго-но-ками», хранитель Хиго.

    Название было выбрано не случайно. Хиго это историческое название одной из провинций региона Кюсю, на территории которой располагалось феодальное княжество Кумамото. Княжество прославилось как центр сопротивления радикальной самурайской оппозиции, которая до последнего отстаивала свои сословные привилегии в борьбе с централизованным японским правительством. Разгром оппозиции после Сацумского восстания 1877 года ярко представлен в приключенческой драме «Последний самурай» 2003 года с Томом Крузом в главной роли. На территории Кюсю герои самурайского восстания пользовались огромным уважением, что и планировалось обыграть при продажах нового ножа.

    Лидер самурайской оппозиции и истинный «последний самурай», который считается в Японии национальным героем, Сайго Такамори, во французской форме, в окружении своих офицеров, одетых в традиционные доспехи. Иллюстрация 1877 года из французского журнала Le Monde.

    ЭРА КОММЕРЧЕСКОГО УСПЕХА.

    Идея проекта была готова, название тоже, дело оставалось за самим ножом. Сигемацу Тайсабуро обратился с предложением наладить производство моделей на основе дизайна козуки сразу к двум своим землякам - мастерам Сигэдзи Нагао и Тэйдзи Мураками из Мики.

    Именно господину Мураками приписывают идею превращения ножа в складной и авторство небольшого рычага «чикири» на пятке, с противоположной от клинка стороны. Клинок уходил в рукоять полностью, но извлечь его за рычаг было довольно просто. Рычаг не только упрощал открытие ножа, но и делал нож безопасным в работе за счет его прижатия ладонью к спинке рукояти.

    Появление нового ножа сопровождал впечатляющий коммерческий успех, сперва на Кюсю, а далее и по всей Японии. Первые модели хигоноками несколько отличались от современных. Клинок имел ланцетовидную форму «лист бамбука», а рукоять производилась двумя основными способами – как существующим и поныне используемым продольным изгибом металлической пластины, так и поперечным, в сторону шарнира.

    В настоящее время в конструкции хигоноками поперечный изгиб пластины для рукояти почти не используется.

    Клинок, главная часть ножа, производился ламинированным в большей степени в силу экономических соображений. Качественная сталь была дорога и её ради экономии ставили между двумя обкладками из недорогой и прочной низкоуглеродистой стали, которая еще и защищала центральный слой от ржавчины. Труд ремесленника был дешевле стоимости материала, что использовалось в целях сохранения невысокой цены на нож, доступной подавляющему большинству японского населения.

    Простота и технологичность ножа в сочетании с высоким спросом на японском рынке побудили массовое копирование хигоноками, причем с существенными огрехами в качестве. Дабы не допустить дискредитации своего дизайна ножевые производители Мики в 1899 году объединились в ассоциацию, а в 1907 году защитили название «Хигоноками» патентом, разрешающим использование этой торговой марки только для гильдийцев города. В период расцвета популярности производством ножей в ассоциации Мики занимались более 40 фирм, насчитывающих более 200 сотрудников.

    Реклама хигоноками первой половины ХХ века.

    Первая половина ХХ века ознаменовалась триумфальным шествием хигоноками по Японии. Простой и функциональный дизайн полюбился и промышленным рабочим, и сельским труженикам. Этот нож был почти в каждом школьном ранце – с его помощью точили карандаши, выполняли задания на уроках труда и даже препарировали лягушек на лабораторных работах по естествознанию.

    В середине 1950-х популярность ножа пошла на спад. Причин тому было несколько. «Первой ласточкой» стали требования учительских советов по всей стране запретить ношение в общеобразовательных школах «опасных предметов», в число которых сразу попал и хигоноками. А в 1961 году, после того как 17-ти летний психически нездоровый подросток нанес смертельный удар мечом главе социалистической партии Японии, волна антиножевой истерии захлестнула японские острова. Под жесткие ограничения в 1960-х попали практически все ножи, складные и обычные.

    Производители пытались снять ограничения, видоизменяя форму клинка. Вместо ланцетовидного клинок обновленных в середине ХХ века моделей спускался под большим углом к лезвию, исключая нанесение колющих ударов. Однако потребности стремительно урбанизировавшего населения Японии, переживавший виток научно-технической революции, в ножах тоже резко сокращались, что поставило производство национальных складных моделей на грань краха. Спасти хигоноками от полного исчезновения помогла только сберегаемая японцами национальная традиция.

    ПАТРИАРХ И ХРАНИТЕЛЬ.

    Если появлению хигоноками японцы обязаны мастерской Мураками, то сохранению традиций производства – мастерской Нагао. Из пяти крупных мастерских города Мики, доживших до начала ХХI века, лишь производство господина Генсуке Нагао, мастера в четвертом поколении, продолжает выпуск самого настоящего хигоноками. Модель его разработки носит название «Сада Кома» и выпускается в трех базовых типоразмерах: малый, средний и большой в общем количестве около 10 тыс. штук в год.

    Японская манга с краткой историей хигоноками

    К главным «каноническим» чертам хигоноками относятся: - рукоять из полосы сложенного вдоль латунного сплава с выбитыми иероглифами, указывающими производителя и материал клинка: например, трехслойный ламинат «санмай» с сердцевиной из стали Аогами; - наличие рычага на пятке – т.н. «чикири»; - отсутствие фиксатора клинка; - положение клинка сложенного ножа: он полностью уходит внутрь рукояти.

    Фирма Нагао производит также серии «бюджетных» моделей с клинками из Сирогами и рукоятями из окрашенного стального листа, а также, следуя в фарватере современной моды, эксклюзивные хигоноками с ламинированными клинками в узорчатых обкладках.

    Сюжет: производство хигоноками на заводе Канекома все еще требует много ручного труда..

    Торговая марка фирмы «Хигоноками Сада Канекома» - единственного предприятия, имеющего право называть свои ножи хигоноками на территории Японии.

    У эстетов, зачастую, возникают существенные претензии к качеству отделки хигоноками от Нагао: царапины на рукояти, сопряжение рычага с рукоятью, финишная отделка клинка... Другие жалуются на необходимость ухаживать за углеродистой сталью и ненадежность фиксации. Тут надо отметить, что Нагао производит все еще «тот самый», недорогой хигоноками, завоевавший сердца миллионов японцев отличным качеством клинка и демократичной ценой, которая и сейчас не превышает 10 – 15 евро в японском денежном эквиваленте. Для тех, кому нужны «модернизированные» клинки, на японском рынке доступно широчайше разнообразие современных версий, к производству которых приложили руки и крупные производства, и небольшие мастерские, и отдельные мастера.

    Основные черты фирменной продукции японского завода Канекома.

    Хигоноками от Нагао выпускаются с незначительными изменениями уже более 100 лет!

    ПРОДОЛЖАТЕЛИ.

    А как же продукция иных японских производителей такого рода дизайна? Их ножи нельзя считать подлинными хигоноками не смотря на разительную похожесть? Увы – нет. Эта привилегия все еще принадлежит гильдийцам Мики. Современных серийных производителей подобных ножей можно условно разделить на две группы: производящих похожие дизайны под иными коммерческими названиями и производящих собственные версии, в большей или меньшей степени похожие на оригинал.

    Продукция под торговой маркой Маруёши мастера Миамото Сайсакусо, производящего складные ножи с 1932 года, практически точно повторяет дизайн классического хигоноками. И не даром – сам Сайсакусо долгое время входил в состав гильдийцев г. Мики. Свои ножи он называет «хигонайфу», что в переводе означает «нож Хиго»: часть исторического названия тут объединена с японским заимствованием из английского языка. В качестве фирменного знака используется изображение легендарного мастера клинка Миямото Мусаси, который под конец жизни обосновался на острове Хиго, где и написал несколько книг по боевым искусствам, известнейшей из которых является «Книга Пяти Колец».

    Хигонайфу от Маруёши

    Другой известный производитель подобных ножей это небольшая фирма Итто-Рю (Itto-Ryu) из японского города Саньё. Модели Итто-Рю отличаются хорошим уровнем отделки, доступной ценой и использованием коррозионностойкой стали на клинке.

    Модель HKC-18467 от Итто-Рю с латунной рукоятью и клинком длиной 75мм из коррозионностойкой стали 420J2

    Оригинальные версии моделей от Такеси Садзи

    Еще дальше пошел известный производитель Такэси Садзи, выпустив модели в стиле «хай-тек» с клинками из ламинированной дамасскими обкладками стали Аогами Супер и мощными рукоятями из узорчатой композиции меди, латуни, алюминия, нержавеющей стали и хром-никелевых сплавов. Мастер Ичиро Хаттори ставит на похожие модели сталь Cowry X c дамасскими обкладками. А тактические модели компании Хикари Найвз (Hikari Knives), по дизайнам Кенджи Ихара (Kenji Ihara) это вообще современный «тактический» складной нож, в котором «чикири» используется для однорукого открывания.

    Украшенная цветами хризантемы рукоять ножа от мастера То-Ан Ихара

    Свою версию ножа выпустила известная фирма Marusho Kogyo Co. из города Секи, известная своей торговой маркой MCUSTA.

    Модель HK108ACM от Hikari использует рычаг «чикири» для однорукого открывания клинка из ламината основе сердцевины из AUS8 в обкладках из хром-никелевых сплавов.

    Авторская версия мастера Ёсими Кото с рукоятью из железного дерева

    Не отстают и частные мастера. Многие в своем творчестве уже в наши дни обращаются к воспоминаниям детства. Живущий на острове Кюсю господин Ёсими Кото, который начал делать ножи в 14 лет (сейчас мастеру уже 63 года) выпускает элегантные хигоноками с рукоятями из стабилизированного железного дерева и венге.

    Неослабевающий интерес к этому дизайну доказывает, что ему уготована еще долгая и интересная судьба.





    Пользуясь настоящим веб-сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies.
    close

    БУДЬ В КУРСЕ!

    Получай первым уведомления о скидках на товары, распродажах и последних новинках

    От уведомлений можно отказаться в любое время