Тоджиро - пешком по фабрике
Оглавление
Пешком по фабрикеОтец-основатель
Продолжатель славных дел.
Новая идеология.
Открытость и искренность.
Мечты о будущем
Пешком по фабрике
Открытая в июле 2017 года для посещения гостями и туристами фабрика Тоджиро, – проект уникальный даже для Японии. Он радикально отличается и от застывших во времени фабричных музеев, и от экскурсий в образцово-показательные цеха действующих производств. Оригинальность идеи «открытой фабрики» и элегантность её воплощения была отмечена уже в октябре 2018 года престижной премией «Лучший Дизайн» японского Министерства международной торговли и индустрии (MITI), присуждаемой за наиболее яркие и полезные инновации в области промышленного дизайна.
Проект открытой фабрики стал значимой вехой трансформации облика компании, проводимой с 2000 года новым президентом, господином Сусуму Фудзита, принявшим этот пост от её основателя - господина Торао Фудзита.
Отец-основатель
Торао Фудзита для Тоджиро это человек-легенда, создавший компанию, что называется, с нуля. Будучи вторым сыном в многодетной семье японского фермера, он отправился на заработки в послевоенный Токио в возрасте 14 лет. Планы создать собственный бизнес юный Торао реализовал в мае 1953 году, вложив все личные сбережения и заняв у знакомых недостающие средства. Со специализацией у сына фермера вопросов не возникло: – конечно же, он откроет производство инвентаря и средств механизации тяжелого крестьянского труда! На первых порах фирма «Сельхозоборудование Фудзита» насчитывала всего трех сотрудников, которые и занялись производством инструментов и деталей машин сельскохозяйственного назначения.
Выраженный сезонный спрос на основную продукцию новообразованного предприятия побудил деятельного Торао Фудзита диверсифицировать бизнес. Он обратится к своему фермерскому опыту, когда долгими зимними вечерами фермеры делали на продажу всевозможные поделки, и решил: зачем дорогостоящему оборудованию простаивать? По совету друга, Торао решил в межсезонье производить весьма востребованный в те годы товар – ножи для фруктов из тогда еще редкой и экзотичной для Японии нержавеющей стали.
Особого опыта в этой области не было, но талантливый самоучка Торао зачастил в небольшую мастерскую по производству ножей по соседству, на ходу перенимая умения и осваивая навыки. Первые ножи от Фудзиторы увидели свет уже в апреле 1955 года. Отношение к ним пользователей было неоднозначным: по режущим свойствам они сильно уступали традиционной углеродистой стали и не сильно понравились поварам. Зато домохозяйки были в восторге – нож был неприхотлив, удобен и долго сохранял отличный внешний вид. Торао Фудзита вынес из этого опыта правильные выводы и следующие серии ножей Фудзиторы имели уже трехслойный клинок. Высококачественная углеродистая сталь получила обкладки из нержавейки, что резко улучшило и режущие свойства клинков, и их внешний вид.
К концу 1950-х дела у фирмы «Сельхозоборудование Фудзита» шли неважно. На поля Японии пришел прогресс в лице крупных производителей новой сельхозтехники по американским образцам, вытеснившим мелких производителей традиционного инвентаря. Зато новое ножевое направление бизнеса оказалось столь перспективно, что к началу 1960-х Фудзитора полностью сосредотачивается на производстве поварских ножей. В марте 1964 года Торао Фудзита основывает промышленную компанию Фудзитора Индастри и начинает активное развитие ножевого производства на новой площадке близ городов Сандзё и Цубамэ в префектуре Ниигата, историческом центре японской металлообработки.
В период с 1968 по 1978 года строится, а затем непрерывно расширяется производственный комплекс Ёсида на территории одноименного поселка уезда Нисикамбара, который в 2006 вошел в состав города Цубаме. Уставной капитал Фудзиторы вырастает к концу 1970-х с 2 до 23 миллионов йен. Чуткость к инновациям, колоссальная работоспособность, интуиция и чутье к началу 1980-х превращает предприятие сына фермера в крупный и оснащенный по последнему слову техники производственный комплекс, замыкающий в себе полный технологический цикл изготовления ножей – от штамповки заготовок для клинков до упаковки готовой продукции. Зона особого внимания – люди: на привлечение талантливых дизайнеров, опытных технологов и грамотных инженеров Торао Фудзита денег не жалеет. С 1969 года ассортимент пополняется еще и качественными ножницами различного назначения. С 1970 года для радикально обновленного модельного ряда создается новый бренд путем рекомбинации слогов имени и фамилии президента Торао Фудзита – TOJIRO.
Пришло и признание. Первую премию «Лучший Дизайн» японского Министерства международной торговли и индустрии (MITI) за серию ножей TOJIRO DP фирма получила в сентябре 1980 года. После этой даты редкий год обходился без поощрительных национальных призов и премий за дизайн и инновации в линейках поварских моделей. Успешно сочетая передовые технологии с инновационными дизайнами, продукция Тоджиро начала победное шествие по японским островам.
Продолжатель славных дел
Прекрасно знающий японский рынок Торао Фудзита понимал, что устойчивый рост сбыта такой продукции длительного пользования как качественные поварские ножи на нем невозможен. Уже к началу 1990-х необходимость выхода на международный рынок стала очевидной. Для продвижения продукции фирма в 1992 году вступает в ассоциацию импортеров Цубаме и в 1995 году реализует успешный производственный проект с германским дистрибутором профессиональных поварских ножей F.Dick GmbH. Модернизированные производства Тоджиро к концу 1990-х года готовы предложить рынку уникальный продукт: трехслойный ламинат с высококачественной коррозионностойкой сталью VG10 в обкладках из многослойной узорчатой «дамасской» хромоникелевой стали. Дополнением к таким клинкам стали полые металлические рукояти серии «Никелевый Дамаск». Новые модели Тоджиро с 1999 года получили множество национальных премий за инновации и дизайн. Однако выти на международный уровень до конца ХХ века так и не удалось: более 98% продукции фирмы все равно распространялось на внутреннем японском рынке.
Реформы в коммерческой деятельности предприятия начались с 2000 года, что связано с принятым в сентябре решением Торао Фудзита освободить пост президента фирмы для более молодого кандидата, сохранив за собой должность исполнительного директора. Новым президентом стал его сын – Сусуму Фудзита. Одним из первых деяний нового президента стало открытие в 2001 году…собственного розничного Интернет-магазина! Ранее это считалось предосудительным и немыслимым: японский производственник не должен работать как дистрибутор или, тем более, как розничный продавец!
Под руководством нового президента компания незамедлительно начинает международную экспансию своей лучшей марки Тоджиро, ведя активную спонсорскую деятельность в области международных кулинарных шоу. Предприятие в 2003 – 2004 проходит сертификацию по ISO 9001 (системы менеджмента качества) и ISO 14001 (системы экологического менеджмента), строит в 2012 международный логистический центр. С 2006 по 2013 года радикально модернизируются производственные комплексы в Цубаме, выпуск новых серий адаптируется под вкусы потребителей Европы и Северной Америки, а сами серии получают широчайшее признание зарубежного профессионального сообщества поваров и таких солидных международных конкурсов дизайна как iF design awards.
Результатом реализации нового курса стало быстрое превращение компании Тоджиро в признанного мирового лидера и законодателя трендов в области производства профессиональных и любительских поварских ножей.
Новая идеология
2015 год стал рубежом и для компании, и для её нового президента. В июле 2015 года компания сменила старое название Фудзитора Индастри, на новое, - Тоджиро, - по названию главного модельного ряда и в память об ушедшем в 2005 году на 72 году жизни Торао Фудзита. В честь нового бренда была открыта ножевая галерея, собравшая под своей крышей лучшие достижение фирмы в области функционального дизайна, передовых технологий, инновационных материалов и верности национальной производственной традиции.
Преобразился и торговый знак Тоджиро. С 1959 года его украшала гора Фудзияма со стилизованным изображением двух облаков. С 2015 году новая торговая марка представляет собой ромбический знак, похожий на символизирующий процветание древний символ "ёцуварибиси", но со своими особенностями. Гора Фудзи с торгового знака никуда не пропала. Напротив – вершины ромба формируют четыре миниатюрные горы, символизирующие непрерывное развитие Тоджиро на основе четырех добродетелей:
· Искренность, - открытость и тесную связь с клиентами.
· Преданность, - готовность неустанно заботиться о росте качества и функциональности продукции для блага своих потребителей.
· Благодарность, за использование продукции и обратную связь о её достоинствах и недостатках.
· Созидательность, - стремление непрерывно совершенствоваться и предлагать потребителям новые продукты, все более удобные и качественные.
Многоплановые взаимодействия не ограничиваются сбором откликов от пользователей. Напротив, Тоджиро инвестирует серьезные средства в исследования профессора Тогея Норо из университета Васэда в области юзабилити, новой науки, проверяющей эффективность разрабатываемых моделей в реальных условиях использования с учетом человеческого фактора. При этом Тоджиро не пытается сэкономить, выводя производство в страны с более привлекательным налогообложением и стоимостью труда. Компания честно показывает, как она борется за снижение себестоимости, не только не теряя в качестве ножей, но и постоянно наращивая его. Поэтому главным символом проводимых преобразований стала «Открытая фабрика Тоджиро».
Открытость и искренность
В проекте «открытая фабрика Тоджиро» планировалось совместить несовместимое: показать посетителям на одной площадке крупносерийное и штучное производство ножей, познакомить с историей фирмы и продемонстрировать ее устремленность в будущее, предъявить передовые технологии и подтвердить верность многолетним национальным традициям ручной работы.Решение, удостоенное премии MITI за «Лучший Дизайн», оказалось весьма элегантным. В качестве площадки под «открытую фабрику» был выбран производивший крупносерийные ножи южный завод Ёсида. Не его территории ещё в ноябре 2008 года за счет модернизации и переиспользования производственных площадей был развернут цех штучной и мелкосерийной ножевой продукции, получивший название «Ножевое ателье». В июле 2015 не месте проходной был открыт музей, а рядом построен офис, совмещающий функции делового центра и галереи готовой продукции. Эти здания и сформировали уникальный производственно-культурный комплекс Тоджиро.

Маршрут начинается с проходной, которая представляет собой одновременно музей и архив компании с богатыми фото- и видеоматериалами. Особенностью проходной является смотровое окно, позволяющее удобно и безопасно наблюдать за работой смонтированного в отдельной пристройке кузнечного молота и мастера, производящего на нем клинки для мелкосерийного и штучного производства ножей. На мониторах в зале подробно показаны основные циклы производства ножевой продукции. Особо интересна бережно собранная коллекция образцов продукции предприятия, дающую быструю и весьма наглядную ретроспективу производимой продукции с 1953 года, а также демонстрирующая современные коллекции, удостоенные престижных национальных и международных призов.
Из проходной зрители попадают на самую настоящую фабрику, производящую серийную продукцию. Безопасность посетителей – особа забота руководства компании, поэтому маршрут осмотра проходит по специальным выгородкам, отделенным от производственной зоны цеха перилами, не мешающими обзору. Помимо выхода за смотровые выгородки, установлен запрет на съемки со вспышкой, чтобы не слепить работающих в цеху сотрудников.
На входе в производственный цех посетителей встречает подробная схема, описывающая назначение производственных участков. Для наглядной демонстрации всего многообразия используемых Тоджиро технологий в этом цеху развернуты как автоматизированные участки, так и участки с акцентом на ручной квалифицированный труд.
К основным производственным участкам этого цеха относятся:
1. Участок ручной сварки. Тут сварщик вручную приваривает металлические рукояти к клинкам. Так собираются мелкосерийные и особо сложные модели.
2. Участок автоматической сварки. На нем можно увидеть роботизированный высокопроизводительный сварочный комплекс, приваривающий клинки к металлическим рукоятям и притинам серийных ножей.
3. Участок предварительной обработки – ручной шлифовки и полировки. Тут с заготовок мелкосерийных ножей удаляют заусенцы и следы сварки.
4. Участок ручной полировки клинков. На нем вручную обрабатываются клинки мелкосерийных моделей.
5. Участок автоматизированной полировки клинков. Здесь на высокопроизводительном оборудовании в автоматическом режиме проходят чистовую обработку клинки серийных моделей.
6. Участок ручной финишной обработки клинков. Клинки обрабатываются по специальной технологии «Медоуси» (поперечный сатин), наносимый на клинок с целью снизить налипание разрезаемых продуктов и уменьшить видимость царапин, которые неизбежно со временем получит рабочий клинок.
7. Участок очистки. Своеобразная промышленная «посудомойка», в которой ножи очищаются от остатков металла, абразивных и полировальных средств.
8. Штамповочный участок. Старый и надежный полуавтоматический пресс, на котором можно вырубить из листа детали под размер, придать им требуемую форму и нанести поверхностную текстуру.
1. Главная достопримечательность – участок ручной ковки с кузнечным молотом и мастером-кузнецом.
2. Слесарный участок первичной обработки поковок, где откованную заготовку клинка вручную выравнивают и выполняют работы по приданию необходимой формы на шлифовальных станках.
3. Участок термообработки, где в электропечах под контролем термиста производится нормализация, закалка и отпуск клинков мелкосерийных и штучных моделей.
4. Участок финишной обработки. Именно тут на шлифовальных и полировальных станках клинку придается законченный вид штучного изделия, заботливо сделанного руками одного человека для другого.
5. Монтажный участок. На нем производится ручная сборка и монтаж рукоятей.
6. Отделочный участок. Здесь рукояти шлифуются и отделываются до требуемого уровня чистоты обработки поверхности.
7. Участок клеймения. На штучных моделях логотип предприятия и фамилия мастера как сотни лет назад наносятся специальным зубилом и молотком.
8. Заточной участок, на котором клинок последовательно проходит все стадии заточки, доводки и полировки, обретая знаменитую остроту, которой так славятся ножи Тоджиро.
На первом этаже комплекса расположена выставка современной ножевой продукции Тоджиро. Посетитель имеет уникальную возможность самостоятельно и в одном месте оценить качество и удобство такого количества моделей, которого нет ни у одного дилера или продавца. Здесь же находится офис фабрики и участок по обслуживанию ножей. Наряду с заточкой и мелким ремонтом, тут можно заказать нанесение надписей на клинке разными методами: лазером, ручной гравировкой, электромеханическим способом и даже древним методом набивки надписи зубилом и молотком. Есть тут и небольшой участок технического контроля качества продукции с микроскопами и средствами проверки остроты клинка.
На втором этаже расположена кухня-студия для проведения кулинарных мастер-классов и семинаров. Она разделена на две зоны: для теоретической подготовки и для практических занятий, оснащенная как настоящий ресторанный цех газовыми плитами, мойками, жарочными шкафами и прочим, необходимыми в работе повара оборудованием. Третий этаж это зал проведения мероприятий с приемной для подготовки и организации встреч.
Мечты о будущем
На рубеже веков многие ученые и публицисты задаются вопросом: каким же станет в ХХI веке облик промышленного производства, являющегося материальной основой современной цивилизации? Неужели наше будущее за бездушными роботизированными производственными комплексами, на которых человеку отведена роль наладчика и контролера?И японские производители, ушедшие, пожалуй, дальше всех по тернистому пути научно-технического прогресса, показывают возможный путь. Открытая фабрика Тоджиро как бы говорит нам: не машина вместо человека, а машина вместе с человеком! Оставляя автоматам и роботам рутинные и опасные операции, мастер получает уникальные возможности для творчества и саморазвития на основе многопланового взаимодействия производителя инструмента и его потребителя. И прекрасные ножи Тоджиро являются прямым доказательством жизнеспособности этой блистательной идеи.