Самые точные приборы
Из глубины веков.
Если с необходимостью ножа наши далекие пращуры определились достаточно рано, то путь к столам прочих столовых приборов был долог и тернист. Многие народности до сих пор предпочитают кушать руками. Первыми и самыми статистически распространенными столовыми приборами остаются палочки для еды. Ложка доказала свое право на жизнь тоже достаточно рано. Уже в Древнем Египте аристократия активно орудовала ложками из драгоценных металлов, а простолюдины – деревянными. А вот вилке пришлось тяжелее всех. Хотя она пришла в Византию с Ближнего Востока еще в Х веке, но дальнейшая экспансия на север заняла несколько сотен лет.
Первоначально вилке пришлось прописаться на кухне в качестве поварского инструмента: для извлечения кусков мяса из варочных котлов. Позже вилку из кухни допустили и до пиршеств. Сначала только в качестве сервировочного инструмента, позволяющего упростить нарезку блюд из мяса и дичи. В раннем Средневековье застолья и пиры были не только трапезами и приятным времяпрепровождением, но и значимым социальным институтом: тут заключались союзы и решались значимые вопросы. Здесь же формировался этикет и культура питания.
Инструмент слуги дьявола.
Использование вилки в «личных» целях на европейских пирушках долго расценивалось как экстравагантность или избалованность. Столпы высшего общества Европы ели руками, используя специальные перчатки только чтобы не сильно испачкаться жиром и соусом.
Кроме того, вилке очень повредило «поварское» прошлое. Описание процесса извлечения вареного мяса из котла поварской вилкой христианство позаимствовало для иллюстрации мук грешников. Нагрешивших на этом свете черти варили в котлах на том, тыкая сходным инструментом. Появление похожей вилки на пирах в качестве столового прибора христианское духовенство встретило крайне негативно.
Впрочем, уже в XVI веке столовая вилка стала видоизменяться. На смену мощным парным зубьям пришли более элегантные тройные, у которых появился удобный изгиб. Первоначально вилки использовали чтоб не испачкаться только при употреблении мясных блюд. Но уже к XVII веку их допустили и к прочим кушаньям. К тому времени владетельные итальянские синьоры начали заказывать для пиров к посуде еще и столовые наборы из элегантных ножей, вилок и ложек, чтобы гостям не надо было нести их с собой.
С легкой руки итальянцев церковь сменила гнев на милость и даже позволила ввести в обиход «апостольские» наборы столовых приборов дюжинами, – по количеству ближайших учеников Христа. После этого дела у вилки пошли на лад. Меньше чем за сотню лет она уверенно расширила свой ареал обитания по всем замкам и богатым домам европейской аристократии.
Мировое турне.
В конце XVIII века колониальные страны начали переходить под государственное управление европейских метрополий, которые пришли на смену колониальным торговым компаниям. Из колоний продолжали вывозить огромные богатства, экспортируя взамен промышленные товары и предметы роскоши. Местная феодальная и родоплеменная знать приняла и столовые приборы, и европейский кулинарный этикет: лишь бы не ссориться с наместниками всесильных метрополий.
Уже с конца XVIII века английские производители из Шеффилда разрабатывают свой оригинальный стиль серебряных столовых приборов, массивных и фигурных, богато украшенных различными орнаментами. Британский стиль быстро обретает популярность, поскольку англичане серьезно вложились в него. Так известная британская фирма Mappin Brothers (1774 – 1980) в 1899 в качестве дизайнера столовых приборов пригласила за солидное вознаграждение даже известного скульптора, Чарльза Садждента Ягера. И затраты окупались: фирма не только являлась крупнейшим поставщиком столовых приборов по всему миру, но и добилась статуса поставщика двора Елизаветы II.
Наиболее удачные английские паттерны столовых приборов, такие как Old English, Fiddle&Thread, Coburg и King копировались по всему миру вплоть конца 1950-х, когда в моду вошли простые и лаконичные шведские дизайны. Со второй половины ХХ века началось движение к упрощению и унификации столовых приборов, которые окончательно превращаются из предмета роскоши в массовую продукцию, доступную любой семье.
Японская специфика
Несмотря на японское увлечение европейской кухней, главным столовым прибором у японцев все еще остаются специальные палочки - охаси или хаси. Концы их утончены, они значительно короче и изящнее китайских. Мужские хаси изготовляют чуть более толстыми и длинными.

Каждый японец имеет не меньше двух пар хаси: одна используется дома, а вторая путешествует со своим владельцем в компании с коробкой со снедью. Сегодня особенно популярны деревянные лакированные хаси, известнейшим производителем которых является основанная в 1939 году компания Марунао (Marunao Co.) из города Саньё (префектура Ниигата).
Именно с этим фамильным предприятием семьи Фукуда компания Тоджиро решила реализовать необычный проект: европейский закусочный прибор, который можно носить с собою. Он состоит из ножа и вилки. Набор используют для холодных блюд и закусок всех видов, а также некоторых горячих закусок (жареной ветчины, яичницам, блинам и др.). Он достаточно компактен: длина ножа примерно равна диаметру закусочной тарелки, а вилка - чуть меньше.
Вакидзаси от Тоджиро
Разработать концепцию «походного закусочного прибора» был приглашен Катата Ёшихито (Katata Yoshihito Design), молодой, но очень успешный промышленный дизайнер, обладатель множества престижных премий - "Red dot design award", "iF design award", "Good design award".
В основу дизайна был положен вакидзаси, — короткий японский меч (сёто), который носился самураями в паре с катаной. Идея парного набора хотя и навеяна романтикой средневековья, но несет вполне современный и актуальный смысл персонального столового прибора человека, который знает толк в еде, но не готов мириться с тупыми и неудобными столовыми приборами ресторанов и заведений.

Клинок ножа выполнен из ламината: сердцевина из стали VG10 компании Такефу в узорчатых обкладках из хром-никелевых сталей. Его форма стилизована под холодное оружие. Специальный процесс заточки помогает сохранить клинку остроту даже при неудачном попадании режущей кромкой на керамическую тарелку. Вилка выполнена ковкой из цельной заготовки хром-никелевой стали 18-8. Рукояти имеют металлические затыльники. Великолепным качеством полировки клинки и металлические части вилок обязаны мастерам «Ателье Тоджиро», производящим штучные ножи и малые серии практически вручную.
Вклад Марунао - элегантные граненые рукояти столовых приборов, выполненные из ценных сортов древесины: эбеновое (черное) дерево, кингвуд (бразильский палисандр) и бокоте (мексиканское розовое дерево). Для особо тяжелых условий использования есть модель с рукоятями из Микарты – прочного не гниющего декоративного текстолита, имитирующего словную кость.

Стильная и элегантная серия «Вакидзаси» в 2017 году получила престижную премию Red Dot Design Award в категории " Промышленный дизайн предметов сервировки". Набор прекрасно подойдет любителю кулинарии, подчеркнет его стиль. В придачу, использование этого прибора в заведении общественного питания будет намного уместнее, чем применение многопредметной швейцарской модели или массивного «тактического» ножа.

Если с необходимостью ножа наши далекие пращуры определились достаточно рано, то путь к столам прочих столовых приборов был долог и тернист. Многие народности до сих пор предпочитают кушать руками. Первыми и самыми статистически распространенными столовыми приборами остаются палочки для еды. Ложка доказала свое право на жизнь тоже достаточно рано. Уже в Древнем Египте аристократия активно орудовала ложками из драгоценных металлов, а простолюдины – деревянными. А вот вилке пришлось тяжелее всех. Хотя она пришла в Византию с Ближнего Востока еще в Х веке, но дальнейшая экспансия на север заняла несколько сотен лет.
Первоначально вилке пришлось прописаться на кухне в качестве поварского инструмента: для извлечения кусков мяса из варочных котлов. Позже вилку из кухни допустили и до пиршеств. Сначала только в качестве сервировочного инструмента, позволяющего упростить нарезку блюд из мяса и дичи. В раннем Средневековье застолья и пиры были не только трапезами и приятным времяпрепровождением, но и значимым социальным институтом: тут заключались союзы и решались значимые вопросы. Здесь же формировался этикет и культура питания.
Инструмент слуги дьявола.
Использование вилки в «личных» целях на европейских пирушках долго расценивалось как экстравагантность или избалованность. Столпы высшего общества Европы ели руками, используя специальные перчатки только чтобы не сильно испачкаться жиром и соусом.
Кроме того, вилке очень повредило «поварское» прошлое. Описание процесса извлечения вареного мяса из котла поварской вилкой христианство позаимствовало для иллюстрации мук грешников. Нагрешивших на этом свете черти варили в котлах на том, тыкая сходным инструментом. Появление похожей вилки на пирах в качестве столового прибора христианское духовенство встретило крайне негативно.
Впрочем, уже в XVI веке столовая вилка стала видоизменяться. На смену мощным парным зубьям пришли более элегантные тройные, у которых появился удобный изгиб. Первоначально вилки использовали чтоб не испачкаться только при употреблении мясных блюд. Но уже к XVII веку их допустили и к прочим кушаньям. К тому времени владетельные итальянские синьоры начали заказывать для пиров к посуде еще и столовые наборы из элегантных ножей, вилок и ложек, чтобы гостям не надо было нести их с собой.
С легкой руки итальянцев церковь сменила гнев на милость и даже позволила ввести в обиход «апостольские» наборы столовых приборов дюжинами, – по количеству ближайших учеников Христа. После этого дела у вилки пошли на лад. Меньше чем за сотню лет она уверенно расширила свой ареал обитания по всем замкам и богатым домам европейской аристократии.
Мировое турне.
В конце XVIII века колониальные страны начали переходить под государственное управление европейских метрополий, которые пришли на смену колониальным торговым компаниям. Из колоний продолжали вывозить огромные богатства, экспортируя взамен промышленные товары и предметы роскоши. Местная феодальная и родоплеменная знать приняла и столовые приборы, и европейский кулинарный этикет: лишь бы не ссориться с наместниками всесильных метрополий.
Уже с конца XVIII века английские производители из Шеффилда разрабатывают свой оригинальный стиль серебряных столовых приборов, массивных и фигурных, богато украшенных различными орнаментами. Британский стиль быстро обретает популярность, поскольку англичане серьезно вложились в него. Так известная британская фирма Mappin Brothers (1774 – 1980) в 1899 в качестве дизайнера столовых приборов пригласила за солидное вознаграждение даже известного скульптора, Чарльза Садждента Ягера. И затраты окупались: фирма не только являлась крупнейшим поставщиком столовых приборов по всему миру, но и добилась статуса поставщика двора Елизаветы II.
Наиболее удачные английские паттерны столовых приборов, такие как Old English, Fiddle&Thread, Coburg и King копировались по всему миру вплоть конца 1950-х, когда в моду вошли простые и лаконичные шведские дизайны. Со второй половины ХХ века началось движение к упрощению и унификации столовых приборов, которые окончательно превращаются из предмета роскоши в массовую продукцию, доступную любой семье.
Японская специфика
Несмотря на японское увлечение европейской кухней, главным столовым прибором у японцев все еще остаются специальные палочки - охаси или хаси. Концы их утончены, они значительно короче и изящнее китайских. Мужские хаси изготовляют чуть более толстыми и длинными.

Каждый японец имеет не меньше двух пар хаси: одна используется дома, а вторая путешествует со своим владельцем в компании с коробкой со снедью. Сегодня особенно популярны деревянные лакированные хаси, известнейшим производителем которых является основанная в 1939 году компания Марунао (Marunao Co.) из города Саньё (префектура Ниигата).
Именно с этим фамильным предприятием семьи Фукуда компания Тоджиро решила реализовать необычный проект: европейский закусочный прибор, который можно носить с собою. Он состоит из ножа и вилки. Набор используют для холодных блюд и закусок всех видов, а также некоторых горячих закусок (жареной ветчины, яичницам, блинам и др.). Он достаточно компактен: длина ножа примерно равна диаметру закусочной тарелки, а вилка - чуть меньше.
Вакидзаси от Тоджиро
Разработать концепцию «походного закусочного прибора» был приглашен Катата Ёшихито (Katata Yoshihito Design), молодой, но очень успешный промышленный дизайнер, обладатель множества престижных премий - "Red dot design award", "iF design award", "Good design award".
В основу дизайна был положен вакидзаси, — короткий японский меч (сёто), который носился самураями в паре с катаной. Идея парного набора хотя и навеяна романтикой средневековья, но несет вполне современный и актуальный смысл персонального столового прибора человека, который знает толк в еде, но не готов мириться с тупыми и неудобными столовыми приборами ресторанов и заведений.

Клинок ножа выполнен из ламината: сердцевина из стали VG10 компании Такефу в узорчатых обкладках из хром-никелевых сталей. Его форма стилизована под холодное оружие. Специальный процесс заточки помогает сохранить клинку остроту даже при неудачном попадании режущей кромкой на керамическую тарелку. Вилка выполнена ковкой из цельной заготовки хром-никелевой стали 18-8. Рукояти имеют металлические затыльники. Великолепным качеством полировки клинки и металлические части вилок обязаны мастерам «Ателье Тоджиро», производящим штучные ножи и малые серии практически вручную.
Вклад Марунао - элегантные граненые рукояти столовых приборов, выполненные из ценных сортов древесины: эбеновое (черное) дерево, кингвуд (бразильский палисандр) и бокоте (мексиканское розовое дерево). Для особо тяжелых условий использования есть модель с рукоятями из Микарты – прочного не гниющего декоративного текстолита, имитирующего словную кость.

Стильная и элегантная серия «Вакидзаси» в 2017 году получила престижную премию Red Dot Design Award в категории " Промышленный дизайн предметов сервировки". Набор прекрасно подойдет любителю кулинарии, подчеркнет его стиль. В придачу, использование этого прибора в заведении общественного питания будет намного уместнее, чем применение многопредметной швейцарской модели или массивного «тактического» ножа.
