время работы: пн.-пт., с 9:00 до 18:00
8 (800) 100-00-14 , +7 (495) 233-33-21

a1.jpg

Поездка в Японию назревала давно. Можно сказать, в этом была производственная необходимость. Дело в том, что с некоторых пор японские производители стали нашими стратегическими партнёрами. Вот нам и захотелось узнать, как они живут и работают, как создают свои замечательные ножи. Возможность увидеть экзотическую страну подстёгивала интерес.

Составили маршрут, распланировали время поездки. Предполагалось, что посетим Секи, Ниигату и Токио. Секи – крупнейший ножевой центр. В Ниигате находится основное производство «Tojiro», нашего делового партнёра. С Токио все еще проще: как побывать в Японии и не увидеть её столицу? В общем, для недельной поездки программа получилась весьма насыщенной. Выяснилось, что в Москве можно не только заказать билеты до Токио, но даже оплатить заранее железнодорожные поездки по Стране восходящего солнца. Это очень удобно, ведь на месте без знания языка сделать это было бы гораздо сложней. Языковой барьер в Японии ощущается очень сильно. Только высокая организованность японцев, их истовая любовь к порядку помогают его отчасти преодолеть. Поезда приходят и отправляются строго по расписанию, с точностью до минуты; с номерами в гостиницах никакой путаницы, договорённости неукоснительно выполняются и т.д.

Наконец, все хлопоты и 12-часовой перелет позади. Комфортабельный поезд стремительно уносит нас в глубь страны, а мы, сидя в удобных креслах, предвкушаем, что уже совсем скоро увидим город Секи, прославленный традициями ножевого искусства. К тому же мы ехали на «Knife Show Festival», ножевую выставку, которая проводится здесь каждый октябрь.

a2.jpg

Секи – город небольшой, одноэтажный, расположен у подножия горы, правда, не Фудзиямы. На улицах чистота, как и везде в Японии. Возле каждого дома – огородик. Казалось бы, можно пойти в супермаркет, там всё есть. Нет, выращивают овощи, какие-то бобовые, даже рис на своих клочках земли. Сколько уж там риса вырастет, зато собственный! С одной стороны, городской пейзаж, а с другой – прямо-таки деревенская жизнь.

Knife Show Festival

На первый взгляд, ничто не говорит о присутствии мощной ножевой индустрии. Тем не менее, «Knife Show Festival» собирает большое количество людей со всей страны. Большинство японских мастеров и компаний ориентированы на внутренний рынок, поэтому для них это – событие национального масштаба. Иностранных туристов очень мало.

В течение нескольких дней выставка-ярмарка занимает главную улицу города. На два-три километра тянутся ряды палаток и прилавков. В павильонах располагаются известные компании и мастера, но больше всего столов, расставленных под открытым небом. На них, сколько хватает глаз, разложены ножи. Поражает их множество, разнообразие форм и отделки. Особенно много кухонных ножей, выполненных в традиционной манере. Понять, чем они отличаются друг от друга, невозможно, цены только добавляют путаницы. Остаётся покупать, пробовать и сравнивать. Помимо ножей продают топоры, овощерезки, мечи, ножницы и т.д. Народу – море. Ходят, галдят, покупают. Продавцы чуть ли не за руки хватают, зазывают. Словом, настоящий восточный базар!

Прямо под открытым небом, здесь же, готовят еду. Всё пропитано запахами жареной рыбы, креветок, устриц, кальмаров и ещё неведомо какой морской живности. С непривычки дух захватывает. А местная публика ничего, притерпелась. Покупают, едят, причмокивают. Но для нас главное – ножи, ни на что другое времени просто не остаётся. Вечером пришёл на гудящих ногах, суши-сашими поел, сакэ выпил – и на боковую. А завтра всё по новой.

Что кроме ножей?

a3.jpg

А кроме ножей, встречаются вещи совершенно экзотические. Приведу только два примера. Резалка для бумаги – по-другому не назовёшь. Внешне это устройство похоже на твердомер с маленьким и очень острым кристалликом на конце. Похоже, керамика на циркониевой основе. Вокруг кристаллика находятся ролики, с помощью которых приборчик легко перемещается по ровной поверхности, в том числе по листу бумаги. Если вниз подложить дощечку и чуть прижать кристаллик к бумаге, можно легко вырезать на ней любые узоры. Или безопасные ножницы, которыми даже ребёнок не порежется. Сверху на них укреплён металлический чехол с прорезью: лист бумаги пройдёт, а палец не пролезет. Рукояти ножниц тоже необычные. Вместо кольца, куда мы привычно просовываем палец, сделаны металлические «отростки». Когда пытаешься взять такие ножницы в руку, ощущение возникает, как при попытке есть палочками, отложив привычные нож и вилку.

a4.jpg

В ножевых рядах продаётся сталь для ковки клинков – VG-10, Aogami, Shirogami и др. Для нас непривычно, а японцев этим не удивишь. Покупаешь брикет пакетной стали, режешь его на части – и получаешь готовые клинки. Готовые в том смысле, что их не надо ковать, а только обрабатывать, полировать. Сам себе кузнец! Материалов для рукоятей тоже не счесть: от рога оленя до любой древесины.



a5.jpg

И вот после того, как походишь по этим живописным развалам, посмотришь, пообщаешься (пусть через пень-колоду), начинаешь понимать, что Секи – действительно крупнейший ножевой центр. Сюда приезжают самые интересные, самобытные мастера, многие компании. Исключение составляют только те крупные фирмы, которые уже переросли масштабы внутреннего рынка и ежедневно продают за рубеж больше продукции, чем можно продать за всё время фестиваля. Компания «Tojiro», например, уже несколько лет сюда не ездит, хотя раньше была постоянным участником. Зато для небольших и средних компаний фестиваль – уникальная возможность заявить о себе, представить свою продукцию. Но вот звонок прозвенел, все разъехались, и перед нами снова тихий провинциальный городок. Остались лишь два-три магазинчика, где ножами и аксессуарами торгуют постоянно.


a6.jpg

Ножевой музей. Есть и такое.

Говоря о Секи, нельзя не упомянуть ножевой музей «G.Sakai». Тоже крупный производитель, в представлении не нуждается. Почему музей? Так назвали – Knife Museum. У нас в Третьяковской галерее, Историческом музее никому и в голову не придёт спросить: «Сколько стоит экспонат?» А тут – всё продаётся. Создаётся впечатление, что название «музей» служит исключительно для привлечения посетителей. Но, если честно, соблазнов много. Ведь «G.Sakai» является крупнейшим мировым производителем складных ножей. Когда видишь собранные здесь модели известнейших компаний и читаешь, что всё это произведено «G.Sakai», невольно напрашивается вывод: оказывается, городку из японской глубинки мы обязаны тем, что именно отсюда во многие страны мира отправляются модели, ставшие эталонами качества и удобства современного ножа.
a7.jpg


Из Секи мы уезжали переполненные впечатлениями, твёрдо веря, что нам посчастливилось пройти главные ворота на пути к постижению японского ножа. Снова комфортабельный поезд мчал нас вперёд, на этот раз в город Ниигату, где находится штаб-квартира компании «Tojiro». Но это уже тема другого рассказа.






БУДЬ В КУРСЕ!

Получай первым уведомления о скидках на товары, распродажах и последних новинках

От уведомлений можно отказаться в любое время