Обратная связь

Японский ножевой мастер Хиро Ито

Если вы настоящий ножеман, вы наверняка с ходу назовете десяток имен настоящих мастеров ножевого искусства. Немалая часть из них принадлежит уроженцам Японии, в частности столицы кузнечного искусства Секи (Сакаи) и ее окрестностей. Это, например, мастер Хиро Ито, работающий на острове Хонсю.

Ножевые традиции Японии

Японское ножевое искусство – одно из древнейших в мире. История аутентичного холодного оружия началась в Японии в VIII веке, в эпоху Хэйан, когда страна порвала отношения с материком и погрузилась в кровавую борьбу за власть, борьбу, которую вели между собой несколько кланов. Первые клинки изготавливались из черного песка са-тэцу и назывались тати и косигатана.

В истории искусства изготовления ножей была масса взлетов и падений, но решающими для современности стали два момента: европеизация оружия в 1870-х годах и массовое уничтожение оригинальных катан и нихон-то во второй половине 1940-х, а также послевоенный американский запрет на изготовление холодного оружия и изъятие почти 600 000 его единиц. Но японских мастеров это не очень выбило из колеи. Все дедовские методы, все национальные секреты были использованы на новом, послевоенном витке истории ножевого искусства. В Японии стали изготавливаться лучшие кухонные приборы и другие ножи, формально не относящиеся к холодному оружию.

Хиро Ито: в постоянном поиске совершенства

Наверное, это самый первый мастер, имя которого приходит на ум любому, кто изучал традиции изготовления ножей в Японии. Ито занимается созданием потрясающих и очень разнообразных ножей на острове Хонсю, в городе Фукуи.

Мастер Хиро Ито на выставке ножей. У него в руках – один из экземпляров его продукции

Японский ножевой мастер Хиро Ито

Иметь у себя нож от Хиро Ито – это престижно, причем речь не только о частных коллекциях, но даже и об ассортиментах магазинов, специализирующихся на продаже заводских и авторских ножей.

  • Первое, что можно отметить, изучая его работы, – потрясающая функциональность ножей. Обычно авторские, или, как их еще называют, кастомные ножи, делаются исключительно как произведения искусства, но Ито не ограничивается эстетической стороной дела. Его ножи эргономичны, стойки к коррозии, отлично затачиваются и долго держат заточку.
  • Второе, причем не самое обычное качество – величайшее разнообразие продукции. У мастера нет строгой специализации. По достоинству его изделия оценили и охотники, и кулинары, и туристы: для каждого из них у Ито есть кое-что интересное.
  • Мастер – поклонник необычных рукоятей и редких материалов для них. Если вы видите перламутровую рукоять у дорогого кастомного ножа из Японии, закономерно будет предположить, что оружие изготовлено мастером Хиро Ито: он большой любитель такого эстетического приема. Правда, перламутром он не ограничивается и использует также кость, рог, малахит и, конечно, элитные породы древесины – куда же без них?..
Если вы видите подобную рукоять, знайте: скорее всего, перед вами творение Хиро Ито или подражание ему

Малахитовая рукоять ножа от Хиро Ито

Отдельно стоит рассказать об изысканиях Ито, которые он вел в поисках лучшей стали для своих ножей. Сначала это была вполне традиционная для японцев инструментальная сталь Hitachi Aogami, от которой он впоследствии отказался: слишком уж она подвержена коррозии. Следующие ножи были изготовлены из стали R1 от Kobe Steel Kompany, но и она полностью не удовлетворила Ито, показавшись слишком хрупкой. В сотрудничестве все с той же Kobe Steel Сompany мастер разработал лучшую сталь, которая сейчас фигурирует в марочниках под названием R2. Правда, какой именно состав и какие технологии скрываются под кодовым названием, до сих пор доподлинно неизвестно, так как этот секрет не раскрывается. Известно только, что она производится высокотехнологичными методами порошковой металлургии. Обкладки для защиты сердцевины имеют 33 слоя, подобно слоеному тесту, и используются в качестве защиты для сердцевины клинка. После травления на них появляется тот самый необыкновенный узор, сравнимый по красоте с узорами на легендарной дамасской стали. Кроме того, сама структура поверхности получается такой рельефной, что к ней при резке не прилипают продукты.

***

Полюбоваться настоящими шедеврами японских мастеров можно не только на специализированных выставках: некоторые экземпляры есть в нашем каталоге.

Задать вопрос
Нужна помощь? Не откладывайте обращение за помощью, воспользуйтесь этой формой для связи со специалистом.


наверх

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ!

чтобы быть в курсе всех акций и событий